Дети с самого раннего возраста стремятся к исследованию окружающего мира. Очень важно сохранить этот познавательный интерес до школы. Поэтому дошкольные учреждения стремятся создавать условия для продуктивной реализации исследовательской деятельности детей.
Образовательные задачи для каждого возраста различны. Например, познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе детского сада, подразумевает под собой:
- знакомство детей с проблемной ситуацией;
- пробуждение интереса к разрешению проблемной ситуации;
- формирование способности к целенаправленному исследованию объекта.
Разберем более подробно познавательно-исследовательскую деятельность в старшей группе, которая направлена на:
- формирование интеллектуальной инициативы;
- формирование умения самостоятельно выбирать способы решения проблемы;
- развитие способности самостоятельно формулировать задачи и делать выводы.
Дети старшего дошкольного возраста интересуются природой и окружающим миром, а также установлением связи между причиной и следствием какого-либо явления. Исследовательская деятельность этого возраста должна быть вписана в контекст ролевой игры, которая является ведущей деятельностью для детей старшей группы.
Типы исследовательской деятельности, адаптированной для детей старшей группы:
- Эксперименты с различными предметами.
- Классификация предметов по их свойствам.
- Пространственное ориентирование, путешествие по карте.
- Исследование свойств времени.
Основные задачи педагогов в ДОУ при реализации познавательной деятельности для детей 5 -6 лет:
- Создание развивающей среды: платформы для экспериментальной деятельности и коллекции книг по окружающему миру.
- Формирование у детей навыков проведения исследования: обучение правилам и приемам метода эксперимента.
- Взаимодействие с семьями детей: привлечение родителей к реализации исследовательской работы детей.
- Контроль и оценка эффективности усвоения навыков исследовательской деятельности: разработка критериев по отслеживанию проведенной работы.
Пример исследовательской работы
Исследование “Магниты и их свойства”: дети слушают краткую адаптированную информацию о свойствах магнита, осматривают магнит, пробуют притянуть с помощью магнита самые разные предметы (пластмассовые и плюшевые игрушки, листки бумаги, алюминиевые ложки и железные вилки), формулируют выводы.
Успешная реализация исследовательской программы гарантирует высокие результаты в формировании у детей старшей группы познавательных навыков. На сайте Мелкие.нет вы можете узнать более подробную информацию об исследовательской работе у детей дошкольного возраста.