Родители и дети: проблемы взаимопонимания и общения

Проблемы в общении с ребенком возникают тогда, когда модель воспитания или его особенности характера не соответствуют задачам, которые ему необходимо решать в жизни. Как социальные страхи родителей влияют на стиль их отношений с детьми.

0

Родители до той поры, пока они в состоянии влиять на жизнь ребенка, всегда выступают посредниками между ним и обществом. Влияние это проявляется по-разному, в зависимости от возраста чада.

Когда ребенок маленький – они учат его говорить и пользоваться предметами быта: общество – это не только люди, которые нас окружают. Все сферы нашей жизни, даже воздух и вода, пронизаны аурой общества.

Потом, когда ребенок подрастает, родители учат его общаться со сверстниками и учиться в школе. Естественно, воспитывая своих детей, они передают свой опыт, тесно связанный с их семейной традицией. Но правила жизни в обществе постоянно меняются и далеко не всегда вписываются в рамки семейных схем. Кроме того, дети не всегда, вернее, никогда не являются клоном мамы или папы.

Проблемы в общении с ребенком возникают тогда, когда модель воспитания или его особенности характера не соответствуют задачам, которые ему необходимо решать в жизни. Эта проблема многослойна и обширна. В этой статье нам хотелось бы остановиться на том, как социальные страхи родителей влияют на стиль их отношений с детьми.

В последние десятилетия, несмотря на громкие заявления и разветвленную систему ограничений, социальные институты практически не участвуют в воспитании. Эти задачи полностью ложатся на плечи родителей. Но сами они росли в другой социальной среде. Многие из них еще помнят Советский Союз, где развитая тоталитарная система дисциплинировала, выстраивая всех в ряды и колонны на Первомайские демонстрации.

Педагоги и психологи того времени говорили: «Любите своих детей. Пусть они делают дома все, что им хочется». Это было корректной рекомендацией, так как функции принуждения общество брало на себя. Сейчас у многих родителей возникают сложности с разработкой дисциплинарных мер. Очень часто на консультациях психолога можно услышать слова отчаявшейся мамы: «Когда я была ребенком, мне не могло прийти в голову, что можно не пойти в школу или прогулять урок. Когда он (или она) говорит, что не будет делать уроки потому, что не хочет этим заниматься, я теряюсь».

В жизни взрослых и детей появилось огромное количество гаджетов, которые используются и для работы (учебы) и для развлечения. Даже взрослые не могут удержаться от «правильного» использования компьютера. Для детей – ноутбуки и мобильные телефоны превращаются в одно сплошное искушение.

Кроме того, средства массовой информации постоянно выплескивают море пугающей информации о наркоманах, педофилах, насильниках и т. п.

Чаще всего для родителей единственными средствами уберечь и направить ребенка в правильном направлении становится тотальный контроль и попытка максимально занять его свободное время различными секциями и кружками. Эти, в целом, разумные действия, тем не менее могут привести к негативным последствиям двух видов. У некоторых детей в подростковом периоде возникает очень сильная протестная реакция на внешнее давление. Жизнь с родителями превращается в постоянную войну. Не совсем понятно, кто будет в ней победителем и возможно ли победить в этой войне.

В другом случае, родители рано или поздно вынуждены будут ослабить контроль. Чаще всего это происходит после окончания школы. Молодой человек или девушка, привыкшие к постоянному прессу, оказавшись на свободе, прекращают что-либо делать: жесткий внешний контроль исключает возможность возникновения внутренней дисциплины. Они навсегда остаются детьми. В этой истории отягчают ситуацию стремление родителями быть идеальными, воспитывающими идеального ребенка, который в своей взрослой жизни добьется того, что не удалось сделать маме и папе. В этой истории спасает вера в собственного ребенка и умение родителей сомневаться в собственной правоте.