Я не могу работать в команде

0

Творческое взаимодействие, обмен идеями и достижениями?
Для некоторых — да, а для других — неприятная необходимость с непредсказуемым результатом. Почему?

«Это отнимает слишком много времени и сил» — вот что думает о работе в коллективе 32-летняя Светлана, банковская служащая. Нужно ставить себя на место другого, понимать его точку зрения…

«Общение с другими может быть обременительным, особенно для интровертов, — соглашается коуч Мария Макарушкина. — Встреча индивидуальностей требует затрат энергии. Но и результат, как правило, получается более интересным». Попробуем понять, почему работа в команде иногда превращается в ад.

Я ценю свою независимость

Некоторые считают себя самодостаточными и предпочитают обходиться собственными силами. Коллеги их мало интересуют, если не сказать — раздражают. В чем здесь проблема? В необходимости взаимодействия.
Работа в команде предполагает способность поставить отношения выше, чем свое «Я», считает психолог, специалист по рабочим отношениям Адриен Шиньяр.

Другие могут действовать и думать иначе, чем мы сами, предлагать неожиданные для нас решения.

«Без любопытства и умения получать удовольствие от сопоставления различных подходов совместная работа вряд ли принесет удовольствие», — соглашается Мария Макарушкина.

Я боюсь потерять контроль

«Мне нравится самой отвечать за результат. Я не хочу быть гарантом для других. Если они работают плохо, это меня дискредитирует», — замечает Светлана.

«В командной работе никто из участников не контролирует полностью конечный результат, — напоминает Адриен Шиньяр. — Но некоторые боятся потерять контроль над ходом работы, включая время и используемые методы».

«Все проекты так или иначе задействуют нашу идентичность, — объясняет Мария Макарушкина, — и если падает качество работы, то страдает и наше представление о себе».

Кроме того, отсутствие гордости за работу — это тоже стрессовый фактор.

В моей команде не налажена работа

«Мои коллеги постоянно перепроверяют работу других, — жалуется Светлана. — Доверия нет, приходится оправдываться, это выматывает».

Организационные проблемы, недопонимание, проекты, которые так никогда и не запускаются… Это беда многих коллективов. Но это ожидаемо: в коллективе работа никогда не идет так, как запланировано.

«Важно предусмотреть регулярные встречи для обсуждения совместной работы, — напоминает Адриен Шиньяр. — Чтобы понять, что получается, а что нет, что идет не так…»

Все проблемы необходимо обозначать.

«Нужно сопоставлять мнения, а не противопоставлять их, — заключает Мария Макарушкина, — и помнить о двух ценностях, важных для сотрудничества: доброжелательность и готовность принять другие точки зрения без осуждения».

Мое решение
Анастасия, 29 лет, менеджер проекта

«Я по натуре интроверт, на общих собраниях мне было трудно высказаться, потому что все без конца спорили по любому вопросу, каждый предлагал свое «единственно верное» решение и старался перекричать других.

Однажды я все-таки предложила заранее ставить вопросы, которые мы будем обсуждать, ограничить время для дискуссий и заканчивать встречу, приняв то или иное решение. Я объяснила, почему это будет полезно и для проекта в целом, и для его участников.

К моему удивлению, меня выслушали и согласились. Дела пошли лучше. С тех пор я чаще высказываю свое мнение».

Что делать?
Проясните цели

Чтобы избежать чувства, что вам наступают на пятки, имеет смысл на общем собрании распределить задачи. Работать вместе не означает не работать самому. У каждого есть свое поле действий.

Также полезно выработать общие критерии для оценки результата: каким он должен быть, чтобы каждый член команды мог им гордиться?

Настаивайте на своем

Хорошо бы прояснить, чем вызвано ваше нежелание работать в команде. Может быть, недостатком уверенности в себе и неумением отстаивать свои взгляды? Позитивное самоутверждение — это прежде всего доброжелательное отношение к себе.

Так что без того, чтобы нападать или защищаться, объясните, что для вас важно: «Мне необходимо быть выслушанным, хотелось бы, чтобы мы собрались для обмена идеями…»

Слушайте других

Полезно научиться выслушивать другого, не перебивая, до самого последнего слова. И не торопиться выносить суждения. Это базовое правило ненасильственного общения. Так действуют в режиме мозгового штурма: в течение 10 минут принимаются без критики любые идеи.

Это помогает увидеть, что, когда мы выходим из состояния оценочности и переходим в состояние принятия, наш творческий потенциал возрастает.