Хейтеры XXI века: Екатерина Попова о том, как и за что женщин травят в соцсетях

0

В предыдущей колонке я говорила о фэтшейминге — преследовании полных женщин за их вес, превращении их в легитимную мишень агрессии из-за внешности. Очень многие в ответ написали, что хейтеры преследуют не только толстых людей — издевкам подвергаются слишком худые или даже больные люди. Это действительно так, с «лукизмом» имели дело абсолютно все, чья внешность нестандартна.

Хейтерство и лукизм принимают самые затейливые формы, и прямые оскорбления — самая простая из них. Чистые, незамутненные хейтеры пишут полным женщинам про то, чтобы они не появлялись на пляже со своими отвратительными складками; людям с псориазом — что те не должны заводить семью, ведь они могут родить только больного, страдающего ребенка; девушкам с акне — что на их лице отразилась пагубная привычка жрать чипсы и запивать их колой. Но концентрированная ненависть всегда отдает страхом, а потому не так задевает.

Очевидно, что если человек всматривается в содержимое чужой тарелки, то он просто запретил себе многое и теперь отчаянно завидует и пытается продвинуть идею: «Я на диете — весь район на диете». Его плющит, колбасит, долбит, размазывает, разносит, раскардашивает, сгибает, выворачивает, кучевряжит, крутит и перекувыркивает от того, что пока он мужественно давится гречкой и вареной курогрудью, кто-то ест всё, что пожелает.

Свои ограничения хейтер пытается переплавить в привилегии, активно продвигая мысль, что лишь кондиционное тело превращает человека в право имеющего, а до этого он обязан оставаться тварью дрожащей. Фотосессии в бикини, фото в кружевных бюстгальтерах из примерочных (да и сами кружевные бюстгальтеры), модная одежда, внимание мужчин, физическая активность — возле каждой из этих тем всегда крутятся люди, пытающиеся внушить всем мысль, что это только для деток, которые хорошо кушают (то есть исключительно сельдерей, огурцы и паровые биточки) и еще лучше тренируются.

Сейчас позиции таких хейтеров пошатнулись. Дело не в том, что общество стало гуманнее к личности, — как обычно, все упирается в деньги. Абонементы в фитнес-залы, услуги диетологов и обезжиренные продукты все еще продвигают под девизом «Стань человеком!» (просто родиться, как известно, недостаточно — необходимо иметь кубики пресса и трижды в неделю приседать со штангой), однако маркетологам всё очевиднее, что продавать остальные товары женщинам на порядок проще и прибыльнее через воспевание индивидуальности, а не недостижимого идеала. Неповоротливый колосс индустрии красоты и моды медленно, но верно начинает двигаться в другом направлении.

Став независимыми, женщины постепенно утрачивают интерес к битве за соответствие вкусам мужчин и их представлениям об эстетике, зато им все больше нравится быть собой. Индустрия красоты отреагировала: на подиуме появилась Тесс Холлидей, в Голливуде — Габури Сидибе, в журналах — Моффи, Мадлен Стюарт и Джиллиан Меркадо. Выяснилось, что в центре внимания может оказаться женщина не только с определенным весом и ростом, но и имеющая косоглазие, синдром Дауна или передвигающаяся в инвалидной коляске. В новом мире к арии хейтеров про то, что тело жирное лучше прятать в утесах, присоединяется все меньше голосов.

Однако расставаться с привилегиями хейтерам совсем не хочется, и они изыскивают все новые и новые способы стыдить женщин за их тело. Вот несколько из них, которые сейчас успешно выдаются не за зависть, ненависть и страх, а за заботу о людях и обществе.

Я не осуждаю никого за внешность, но люди должны подумать про здоровье. Всякий раз, когда я вижу, какой вред они себе наносят, мне хочется отобрать у них гамбургер и липкий коктейль — ведь кто-то должен их остановить!

Как человек, уже давно находящийся в зоне внимания хейтеров, я могу сказать, что пока не встретила ни одного, чья забота о моем здоровье выглядела бы как искренняя жажда помощи. Среди них нет врачей, волонтеров благотворительных фондов, пожарников и спасателей — людей, которые посвящают свою жизнь спасению других. Большинство переживающих за чужое здоровье почти сразу исчезают, стоит только предложить им оказать реальную помощь — например, деньгами или личным временем. Так что всякий раз, когда встречаете человека, рассуждающего про здоровье других людей, не давайте себя обмануть — это просто очередной вампир, желающий самоутвердиться за чужой счет.

Мне все равно, как выглядят другие люди, но давайте не будем все же называть некрасивое красивым, ведь это неправда! Общество не должно стыдить полных / больных / старых, но зачем наполнять этими людьми медиа-пространство?

Каноны красоты человеческого тела менялись со временем и не только — в один и тот же момент они были разными у разных людей. Ольга Семенова-Тян-Шанская, например, в своей книге «Жизнь Ивана» удивляется, почему юные красавицы, на которых ей так приятно смотреть, среди крестьян совсем не в почете, а любят крестьяне «дебелых» девок с «поплывшими» фигурами и чертами лица. У африканских племен растяжки после родов считают украшением и называют «полосами тигрицы», в Мавритании вместо фитнес-залов девочек насильно кормят, чтобы те набрали вес. Понятие красоты субъективно, и ни один из канонов не является единственно истинным. Очевидно, что нет ничего плохого в том, чтобы расширить существующий. Человек, так рьяно защищающий стандарты, на самом деле абсолютно равнодушен к прекрасному — он лишь хочет контролировать чужую жизнь и чужое тело.

Никто не должен страдать из-за внешности, но разве нет справедливости в том, что те, кто потратил больше усилий, более одобряемы и пользуются успехом? Ведь они этого заслужили, в отличие от тех, кто не смог отказать себе в лишней конфете!

Эта позиция не выдерживает никакой критики, потому что очевидно, что в обществе господствующего лукизма признание выдается не за приложенные усилия, а за результат. Есть люди, победившие в генетической лотерее: худые без диет, с нежной кожей, несмотря на пачку сигарет в день, выглядящие на 10 лет младше своего реального возраста без сумасшедших трат на косметику. Например, у одной из моих подруг прекрасное рельефное тело «фитоняши», хотя физкультурой она занималась последний раз в детстве в школе. Если бы награду выдавали за усилие, то все кубки и медали сгребли бы те, на кого сейчас в первую очередь обрушиваются хейтеры — словно в Зазеркалье, им приходится очень быстро бежать, чтобы оставаться на одном месте. Подсчет чужих усилий ничем не отличается от страсти заглядывать в чужую тарелку и продиктован лишь страхом, что кто-то посмеет воспользоваться радостями жизни, не пройдя предварительно семь кругов аскезы, самоограничений и дисциплины.

Красота — это не столько социально, сколько биологически обусловленное понятие. Мужчинам нравятся стройные женщины с большой грудью и нежной гладкой кожей, потому что такова их, мужчин, природа

Удивительно, но чтобы повернуть природу мужчин вспять, хватило буквально нескольких лет доступа к порнографии, где все актрисы тщательно выбриты везде, кроме головы, и рекламных роликов про женскую эпиляцию с платком, скользящим по ноге. Еще мои родители находили мысль о бритье ног довольно странной, да и кубики пресса вызвали бы скорее недоумение, чем восторг. Давайте признаем очевидное: если вдруг кто-то с неограниченным бюджетом и доступом к СМИ захочет полностью поменять каноны женской красоты, то это займет от силы лет десять.

Также пора уже оставить в покое природу как виновницу всех бед: из любого учебника биологии известно, что в природе самцы не особо всматриваются, достаточно ли длинные у самки ноги и шелковиста ли шерсть. В свое время я переворошила много исследований, пытаясь найти хоть что-то про влияние в животном мире физических параметров на выбор партнера, и выяснила только, что мухи-дрозофилы, которых кормили крахмалом, предпочитали спариваться друг с другом, а мух, которым крахмала не давали, игнорировали. Так что хватит уже этой ерунды про биологическую природу красоты — на самом деле, это категория, связанная с социализацией, а не с природой.

Я не хочу давать советы, что делать, если вы столкнулись с нью-хейтерами, рассуждающими про здоровье или природу современных канонов эстетики человеческого тела. Всякий раз вы решаете сами, промолчать, начать спорить, ссылаясь на исторические примеры и современные исследования, или просто порекомендовать пеший маршрут в горы, где, как известно, самые живописные закаты. Единственное, чего я хочу, — чтобы все понимали, что в словах некоторых людей нет ни заботы, ни жажды справедливости — только страх и желание почувствовать себя лучше за счет других. Но ни успокаивать, ни повышать им самооценку не обязан никто, кроме психотерапевтов, которым они за это платят.