Как научить ребенка рассудительности

0

Как научить ребенка рассудительности

Нерешительный или безрассудный взрослый – это почти всегда результат строгого воспитания и тотального контроля родителей. Неверный, а порой и «вредный« выбор зачастую делает человек, который не имел опыта принятия решений. Именно опыт, причем не только и не столько позитивный, определяет способность осмысления результатов своего выбора.

Одной из целей ответственных родителей является возможность дать ребенку прожить его личный, индивидуальный опыт, позволить «набить шишки», а затем проанализировать, чтобы в дальнейшем обходить острые углы.

Читайте также

Как научить ребенка рассудительности

Учим детей осознанному потреблению

Как научить ребенка рассудительности

Как передать ребенку ответственность за его дела

Как помочь ребенку стать рассудительным

  1. Отдайте ребенку бразды правления в некоторых вопросах сообразно возрасту – чем раньше, тем лучше. Например, для начала пусть он самостоятельно выбирает одежду и обувь для прогулки, анализируя погоду, время года и суток, а также внимательнее вглядываясь в особенности той или иной вещи.

  2. Объясните, в каких сферах вы оставляете за собой право на контроль. Малышу можно сказать, что он вправе носить то, что хочет, дома, но в детский сад необходимо надевать предложенную одежду. Это знак уважения к окружающим, к тому же в детском саду свои правила. Предлагая ребенку свой вариант, важно обосновывать его.

    Ребенку 12–14 лет можно предоставить выбор: выполни свои обязательства и после поступай, как считаешь нужным («поужинай с семьей и отправляйся на встречу с друзьями, а если хочешь, ты можешь договориться с товарищами и перенести прогулку на выходной«).

  3. Взвешивайте все за и против вместе, формируя привычку принимать осознанные решения. Подсказывайте, какие могут быть последствия данного решения с помощью наводящих вопросов: «Ты хочешь перейти в группу, где все дети немного старше тебя, и умеют гораздо больше. Ты готов к упорным тренировкам, чтобы не быть слабее всех?»

  4. Моделируйте процесс принятия решений с самого раннего возраста. Старайтесь рассказывать, почему вы делаете тот или иной выбор. Например: «Я на две недели отправляю тебя к бабушке, потому что там ты будешь под присмотром и хорошо отдохнешь. Буду скучать, но разлука того стоит»; «Надо перед уходом на прогулку закрыть все окна: сегодня обещали дождь».

  5. Учитывайте возраст. С возрастом ответственность ребенка возрастает. Но даже будучи совсем малышом, ребенок может отвечать за что-то под присмотром старших. Так, 4–5-летний малыш в состоянии помогать маме и папе в домашних делах, ребенок старше – справиться со многими делами самостоятельно: вынести мусор, разобрать свой портфель, вещи в своем шкафу или в прихожей.

  6. Будьте готовы к неверным решениям сына или дочки. Ребенок, который только начал познавать окружающую действительность, делает ошибки – это нормально. Ненормально реагировать на них осуждением – помогите ему увидеть исход ситуации при другом подходе.

    • «Тебе не казалось, что это может быть не очень хорошей идеей?»

    • «Что помешало тебе прислушаться к своим мыслям?»

    • «Ты считаешь, эту ситуацию можно исправить? Как?»

Подросток стремится к самостоятельности и хочет почувствовать себя взрослым. Конечно, он, скорее всего, будет совершать ошибки. Удержите себя от соблазна высказываний в стиле «я так сказал (-а)» и постарайтесь сохранять доверительные отношения. Обсуждайте последствия выбора и перспективы развития событий вместе. Тогда он сможет научиться на своих ошибках.

В конце хочется привести результаты исследования, проведенного психологами из Университета Вирджинии среди полутора сотен подростков 13–14 лет. Детей поделили на группы в зависимости от методов воспитания родителей:

  • 1-я группа – родители уважительно относились к мнению детей;

  • 2-я группа – родители всячески пытались навязать свое мнение.

Через два года психологи наблюдали, как складывается жизнь этих подростков. Оказалось, среди участников первой группы было гораздо меньше употребляющих наркотики и алкоголь, чем среди участников второй.

Кроме того, дети, родители которых уважают их мнение, оказались более активными и самостоятельными, умели говорить нет и на 40% реже попадали под дурное влияние сверстников.

Делайте выводы.